Методы экологического образования в дошкольном учреждении. МБДОУ д/с-к/в №11 (г. Кропоткин)
На современном этапе развития общества экологические проблемы выходят на передний план, диктуют необходимость проведения интенсивной просвещенческой работы по формированию экологического сознания и культуры природопользования. Работа начинается с дошкольного учреждения, первого звена в системе непрерывного образования. В образовательном процессе детского сада используются различные формы организации детей. Труд и наблюдения в природе можно организовывать индивидуально или с подгруппой детей. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, видео. Наглядные методы с наибольшей полнотой демонстрируют возможности познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют формировать у них яркие, конкретные представления о природе. В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать различные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать сам ребенок также требует комплексного использования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений. О способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда.
О свойствах снега и льда - при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя. Раскроем несколько методов обучения детей экологическим знаниям. Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами, так и со всей группой воспитанников. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. Знакомя детей с природой, педагог использует иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции художественных картин, фотографии, диапозитивы, кино-, теле- и видеофильмы. Такой материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений.
С его помощью формируются знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно. В детском саду используются методы интерактивного обучения, позволяющие дать детям представление о длительно протекающих явлениях в природе. В экологическом воспитании широко используются разнообразные игры, применяются две группы игр: игры с готовым содержанием и игры творческие. Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи), в этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
Для того чтобы знания детей были осознанными в детском саду используются несложные опыты. Опыты способствуют развитию у детей познавательных способностей, интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную активность. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей: они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включая и занятия. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Работу по экологическому воспитанию ведем вместе с семьей. Только опираясь на семью мы можем решить главную задачу - воспитание экологически грамотного человека, способного решать экологические проблемы.
Работа педагога Дигаловой М.В.
Предметно-развивающая среда по экологии
На протяжении многих лет в детском саду ведется кропотливая и систематическая работа по экологическому воспитанию. Для более углубленного восприятия экологических проблем, повышения знаний об экологии, воспитания чувственного отношения к природе в помещении детского сада и на его территории организованна познавательно-развивающая среда.
Для ознакомления дошкольников с различными природными зонами в экологической комнате созданы следующие макеты:
1. Макет природной зоны «Арктика»
После ознакомления дошкольников с природным и животным миром Арктики, дети лепят, рисуют, выполняют с помощью аппликации фигурки животных и птиц данной природной зоны.
2.Макет природной зоны «Смешанные леса»
3.Макет природной зоны «Тропические леса»
4. Макет «Пустыня»
После ознакомления с обитателями различных климатических зон, растительным миром дошкольники также лепят с родителями и воспитателями животных, птиц, насекомых.
5. Макет «Подводный мир»
В экологической комнате создан «музей природы» , в котором хранятся экспонаты привезенные детьми и родителями из различных поездок, а также собранные в окрестностях города.
Стенд «Экологическое дерево», хранит фото с проведенными экологическими акциями, экологическими праздниками , работой в лаборатории, посадкой растей, а также рисунками детей. Часто, на дереве, вывешиваются задания, которые дают «эколята» своим дошколятам.
Стенд «Окно с экологическими правилами» напоминает ребятам как нужно вести себя в природе. Чего нельзя делать, чтобы не навредить природе.
На «экологической тропе» на участке детского сада в пункте 2- «Огород» дети проводят весенние работы под наблюдением «эколят-дошколят».
Предметно-развивающая среда помогает ребятам проникнуться заботой о природе, ближе узнать её и помогать по мере своих сил и возможностей.